ВЛАСКО-ВЛАСОВ
Константин Александрович

Лауреат Сталинской и Ленинской премий, Государственной премии РФ, генерал-майор












 

 

Родился 16 февраля 1920 года в селе Троицком Дзержинского района Калужской области. Отец — Власко-Власов Александр Васильевич (1893—1969), до 1917 года работал в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе слесарем. С 1917 по 1922 год воевал на Дону, был комиссаром 15-й Инзенской стрелковой дивизии. С 1922 по 1933 год работал на разных должностях в городах Великие Луки, Невеле, Москве. В 1928—1930 годах был председателем города Невеля. С августа 1941 по 1945 год — участник Великой Отечественной войны. Мать — Власко-Власова Елизавета Михайловна (1887—1952), домашняя хозяйка. Супруга — Власко-Власова Лидия Николаевна (1922 г. рожд.), инженер, ныне на пенсии. Сын — Власко-Власов Виталий Константинович (1947 г. рожд.), начальник лаборатории Института физики твердого тела РАН, кандидат физико-математических наук. Дочь — Ионова Марина Константиновна (1954 г. рожд.), исполнительный директор ФК «Урал-Сиб». Внуки: Ионов Данила Романович (1977 г. рожд.), вице-президент юридического департамента в банке «Ренессанс-Капитал»; Власко-Власова Ольга Витальевна (1972 г. рожд.), домашняя хозяйка; Власко-Власова Екатерина Витальевна (1982 г. рожд.), студентка Технологического института.

Юношеские годы К.А. Власко-Власова прошли в подмосковном поселке Томилино. Здесь он окончил десятилетку. В московском спортивном обществе «Буревестник» в юношеской группе занимался легкой атлетикой и волейболом.

В 1936 году, купаясь в реке, спас тонувшую девочку, за что благодарные родители подарили ему коньки с ботинками, а в то время иметь такое снаряжение было большим счастьем.

В 1938 году К.А. Власко-Власов поступил в Московское Краснознаменное военное авиационное техническое училище. Через два года он был выпущен из училища в звании воентехника 2 ранга по специальности авиационный радиотехник.

Как получившего красный диплом Константина Александровича оставляют в училище на должности старшего техника-инструктора. Главной задачей его было проведение практических занятий по изучению и эксплуатации авиационной радиотехнической аппаратуры. Он прекрасно с этой задачей справлялся и пользовался заслуженным авторитетом у слушателей и преподавателей.

В первые же дни Великой Отечественной войны он назначается в формировавшийся при ГК НИИ ВВС 1-й штурмовой авиационный полк особого назначения. «Особенность» этого полка заключалась в том, что ему поручалось провести войсковые испытания принимаемых на вооружение самолетов-штурмовиков Ил-2 в реальных условиях боевых действий на фронте. Полк был укомплектован в основном летчиками-испытателями и личным составом из служащих ГК НИИ ВВС.

25 июня два грузопассажирских самолета Ли-2 с личным составом полка с аэродрома Чкаловский вылетели в Воронеж. Там на аэродроме стояли 33 самолета Ил-2, готовых к вылету на фронт. 28 июня полк в полном составе был перебазирован на Западный фронт. 29 июня он начал боевые действия. Более 3—4 суток на одном аэродроме полк не стоял, отступая со своими войсками, перебазировался на другие аэродромы. За день полк успевал делать по 2—3 боевых вылета. Истребителей для сопровождения и прикрытия штурмовиков в то время было мало. Бомбовые и штурмовые атаки летчики полка производили с малых высот. Чаще всего действовали по танковым соединениям и живой силе противника. Иногда летчики возвращались с боевых полетов на самолетах, изрешеченных пробоинами, с оторванной обшивкой хвостового оперения. За два месяца боевых действий на Западном фронте личный состав полка показал, что тактико-технические характеристики самолетов штурмовой авиации Ил-2 с лихвой соответствуют современным требованиям авиационной поддержки сухопутных войск на поле боя. Танковые соединения и пехота противника панически встречали штурмовые налеты самолетов Ил-2. в кровопролитных сражениях на Борисоглебско-Смоленском направлении наши войска вынуждены были вести отступление.

Полк также нес потери. Командование решило отправить его на переформирование. В начале августа 1941 года, передав оставшуюся материальную часть вновь прибывшему штурмовому полку, весь личный состав был направлен в город Воронеж.

Воронежский авиационный завод работал на полную мощность. Ежедневно изготавливалось по 15—20 самолетов. Заводские летчики-испытатели, произведя пробно-испытательный полет, передавали готовый самолет летчикам очередного формировавшегося полка.

Из Воронежа летный состав и служащие ГК НИИ ВВС были откомандированы в Москву. Оставшаяся часть личного состава полка, доукомплектованного летным составом и техническим персоналом, была направлена на фронт в Ленинград. С этого комплектования полк стал именоваться 174-й штурмовой авиаполк.

Находясь внутри блокадного кольца (полк базировался на аэродроме Касимово в 10—12 км от Ленинграда в сторону Карельского перешейка), полк в тяжелых условиях холода и голода проявил отличные боевые качества, уничтожая вражеские войска и технику, штурмующие город, за что в 1942 году ему было присвоено звание гвардейского. Теперь он назывался 15-м гвардейским штурмовым авиаполком.

Константин Александрович Власко-Власов активно воевал в составе этого полка на должностях старшего техника полка по радио и начальника связи. В конце 1943 года, после прорыва блокады, его направили на учебу в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. После небольшой подготовки он благополучно сдает вступительные экзамены и зачисляется слушателем академии.

В 1944 году по личной просьбе его переводят слушателем радиофакультета в Ленинградскую военную академию имени Можайского (в то время радиофакультета в Академии имени Жуковского не было).

В 1950 году Власко-Власов окончил академию. Ему присваивается квалификация радиоинженера ВВС.

По распределению он направляется в Московский военный округ и зачисляется в 56-ю Бреславскую бомбардировочную авиадивизию на должность инженера по спецоборудованию (г. Калинин). Здесь он активно участвует в освоении и войсковых испытаниях вновь созданных штурмовых реактивных бомбардировщиков Ил-28. На этих самолетах впервые в СССР были установлены радиолокационные бомбоприцелы. Одной из трудных задач испытаний была отработка способов бомбометания с использованием радиолокационного бомбоприцела ПСБН. Много полетов было выполнено, в том числе лично Власко-Власовым, с целью отработки боевого наставления.

В том же году Константин Александрович был откомандирован в промышленность, в КБ-1. Там в должности старшего инженера он занимается разработкой бортовой радиолокационной станции К-2 (РЛС самолета Ту-4) и комплексных вопросов использования новейшей системы реактивного радиотелеуправляемого вооружения «Комета».

Разработка этой первой в мире радиоуправляемой системы реактивного вооружения типа «воздух—море» производилась в строжайшем секрете. Главным конструктором этой системы был доктор технических наук, профессор П.Н. Куксенко, а его заместителем — С.Л. Берия. К середине 1951 года все элементы системы были подготовлены к летным испытаниям. Власко-Власов был назначен оператором станции и совершил лично много десятков полетов по ее отработке.

В процессе испытаний ему приходилось решать большое количество новых научных и инженерных проблем по радиотелеуправлению боевыми самолетами-снарядами и комплексному использованию этого вида вооружения. Ранее разработчикам этой системы ничего подобного решать не приходилось.

О разработке и испытаниях этой системы подробно рассказано в книге Власко-Власова «От “Кометы” до “Око”» (М.: Ольга, 2002).

В 1952 году система была принята на вооружение Советской Армии и Флота. За работы по этой системе Константину Александровичу Власко-Власову была присуждена Сталинская премия (1953).

В дальнейшем работы по созданию радиоуправляемых ракетных комплексов в КБ-1 разворачиваются широким фронтом. Константин Александрович Власко-Власов активно участвует, а затем и руководит разработкой систем вооружения «Стрела» (комплекс «земля—море»), К-51 и К-9 (комплексы «воздух—воздух»), «Булат» (раннее обнаружение налета стратегической авиации из космоса), ИС (комплекс противокосмической обороны — ПКО), УС-К и УС-КМО (космический эшелон системы предупреждения о ракетном нападении) и др.

В 1967 году К.А. Власко-Власов успешно защитил кандидатскую диссертацию. В 1978 году ему присваивается звание генерал-майора авиации.

К.А. Власко-Власовым лично и в соавторстве с другими специалистами выполнено более 300 научных работ, сделано 18 изобретений. Научные работы посвящены, как правило, созданию систем вооружения, разработке и выбору способов управления летательными аппаратами, обработке специальной информации, получаемой с борта космических аппаратов, и другим вопросам радиотелеуправления. Многие его статьи опубликованы в научно-технических журналах «Новости космонавтики», «Вопросы радиоэлектроники», «Фундаментальные и прикладные проблемы космонавтики».

Должности, которые занимал К.А. Власко-Власов: старший инженер КБ-1 3-го Главного управления при Совете Министров СССР (1950—1951), заместитель начальника лаборатории КБ-1 Министерства среднего машиностроения (1951—1954), заместитель Главного конструктора КБ-1 Госкомитета по радиоэлектронике (1954—1958), начальник отдела, заместитель Главного конструктора МКБ «Стрела» Министерства радиопромышленности (1958—1969), начальник СКБ, Главный конструктор ФГУП ЦНИИ «Комета» (1969—1999), ведущий сотрудник ФГУП ЦНИИ «Комета» (1999 — настоящее время).

К.А. Власко-Власов — лауреат Сталинской премии (1953), Ленинской премии (1972), Государственной премии РФ (1997), Почетный член (академик) Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского (1994), действительный член Международной академии информатизации (1994). Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, двумя орденами Красной Звезды, 23 медалями.

Живет и работает в Москве.


© Международный Объединенный Биографический Центр  

 
Hosted by uCoz